22:21 Как победить в новой холодной войне? | |
На прошлой неделе началась новая холодная война. Китай и США провели военные учения и обменялись взаимными угрозами совершенно в том же духе, в каком этим занимались мы с Советами в старые недобрые деньки холодной войны. В отличе от Советов, однако, у Пекина нет идеологической мотивации распространения коммунизма, есть лишь экономическая. Чтобы победить в этой войне, нам нужен план. США и наши союзники провели учения по борьбе против подводных лодок в Японском море, чтобы дать понять Северной Корее — марионетке Китая — что её недавние провокационные действия, в том числе — потопление южнокорейского военного корабля, неприемлемы, а США готовы встать на защиту своего союзника. Китайский генерал Ма Сяотянь, заместитель командующего штабом Народно-освободительной армии, выступил с протестом, заявив, что учения поставили под угрозу столицу Китая Пекин. На эту якобы угрозу китайская сторона ответила учениями флота в Южно-Китайском море, в нескольких сотнях миль к югу. Китайцы провели эти учения, чтобы вновь подчеркнуть свои территориальные притязания на Южно-Китайское море как «неоспоримый суверенитет», и выступили с предупреждением, что этот вопрос не стоит «выводить на международный уровень». Затем, впервые в истории, официальный Пекин придал этому притязанию приоритет «коренного» национального интереса, что ранее распространялось только на Тибет и Тайвань. Комментарий Китая о недопустимости «вывода на международный уровень» стал реакцией на заявление, сделанное госсекретарем США Хиллари Клинтон. Выступая на заседании Ассоциации стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), она заявила, что «США на государственном уровне заинтересованы в свободе мореплавания, открытом доступе к нейтральным водам Азии и соблюдении международного права в Южно-Китайском море». Вопрос контроля над этим морем был, как казалось, улажен декларацией АСЕАН от 1992-го года, которую Пекин подписал. Но вскоре китайская сторона нарушила договоренность, а теперь, когда Китай стал сверхдержавой, он требует суверенного контроля над морем, через которое проходит порядка половины всего мирового торгового флота в пересчете на тоннаж и в котором имеются богатейшие резервы рыбных и нефтяных ресурсов. Проблема для США и их азиатских союзников заключается в том, что Пекин не собирается прекращать требования новых территориальных уступок. Пекин расширит свои притязания на территориальные воды, не ограничиваясь стандартной полосой шириной в двенадцать миль, чтобы включить в них и область своей эксклюзивной экономической зоны, распространяющейся на расстояние двухсот миль от побережья. Это повлияет на Японию, Южную Корею, Тайвань и такие страны побережья Южно-Китайского моря, как, например, Вьетнам. Судя по всему, к намерению расширить свою сферу влияния Китай подтолкнул его новообретенный статус сверхдержавы, который повлиял на простых китайцев, ждавших начала новой холодной войны. В этом году государственная газета Китая Global Times опубликовала данные, в соответствии с которыми более половины китайцев считают, что «между США и Китаем разразится новая холодная война». По определению Пентагона, холодная война есть состояние напряженности, при котором с целью решения государственных задач принимаются меры политического, экономического и военного характера, но до открытого вооруженного конфликта дело не доходит. Государственные задачи Китая (сохранение режима, построение мощной экономической системы, обеспечение политического контроля над сферой влияния) таковы, что их решение создало напряженность в отношениях с США. Вот несколько примеров источников напряженности в отношениях, могущих привести к холодной войне: Рывок Китая в сторону милитаризации ставит под угрозу долгосрочные интересы США в Азии, особенно учитывая, что Пекин, согласно официальной оборонной доктрине 2006-го года, готов намеренно применять военную силу для решения экономических задач. Вашингтон и Пекин должны смягчить возникшие трения, но покуда этого не произошло — Америке нужен план, как победить в холодной войне, и в плане этом должно быть три составные части. Во-первых, США должны увеличить свое военное присутствие в Азии, построив многочисленные базы, благодаря наличию которых наши союзники будут воодушевлены, а экспансия армии Китая — сдержана. Китай готов расширять свое военное присутствие по всему региону и, скорее всего, примет асимметричные меры для реализации своих гегемонистических амбиций. Во-вторых, США должны сформировать в Азии мощный альянс. Должна быть сформирована организация наподобие НАТО, способная действовать в военной, дипломатической и экономической сфере. Азиатский аналог НАТО должен противопоставить силовому воздействию и направленным на достижение гегемонии действиям Китая убедительный и единый ответ, подобно тому, как само НАТО было главным звеном обороны от бывшего Советского Союза. Наконец, США и их азиатские союзники должны эффективно пользоваться «мягкой силой». Китай распространяет свое влияние по всему миру через посредство «мягкой силы» (совместные предприятия) и вне зависимости от радикальной идеологии клиентов, среди которых есть, например, и Судан. США и их азиатские союзники должны задействовать миролюбивые нации региона, применяя общеправительственный подход в работе с международными деловыми партнёрами для предоставления политических и деловых альтернатив агрессивной, навязчивой, безудержной «мягкой силе» Китая. Особенно важен деловой аспект проблемы. Европейское НАТО пришло к успеху в первой холодной войне, потому что со временем помощь США обеспечила нашим партнерам экономическое развитие. Такие страны, как Вьетнам, Таиланд и Индия созрели для того, что перенести на их территорию промышленные инвестиции США, выведя их из Китая. Такой подход приведет к окружению Китая странами, прошедшими вестернизацию, и принесет ему убытки. Холодная война между США и Китаем, возможно, будет основана на экономике, но вполне может перерасти и в настоящую. Обе страны должны вместе работать над смягчением существующих между ними противоречий. Но до тех пор, покуда они не будут смягчены, США должны привести в исполнение план защиты жизненно важных интересов Америки и азиатских союзников от новейшей и склонной к гегемонизму сверхдержавы мира. Роберт Маджиннис — подполковник в отставке, выступающий аналитиком по вопросам национальной безопасности и международных отношениях по радио и телевидению, а также исполняющий роль старшего стратега в армии США | |
|
Всего комментариев: 0 | |